Вход на сайт
Материалы
К сожалению, сегодня большинство молодых жителей России навряд ли смогут ответить на вопрос - кто такая Клавдия Ивановна Шульженко. Хотя, в ХХ веке голос этой певицы триумфально звучал по всей стране и её называли «советской Эдит Пиаф». В прошедшую пятницу в Кингисеппской центральной городской библиотеке собрались поклонники творчества Клавдии Шульженко. Для них сотрудники библиотеки и участники клуба «Созвучие» подготовили литературно-музыкальный вечер «Пока дышу – пою!», посвящённый 110-летию со дня рождения этой великой русской певицы.
Талант Клавдии Шульженко был уникальным, в её репертуар входило более 180 музыкальных произведений самого разного жанра – романс, шансон, ретро, народная песня. Она также была первой исполнительницей многих песен, ставших потом украшением нашей эстрады – «Синий платочек», «Старинный вальс», «Давай закурим», «На тот большак», «Всё стало вокруг голубым и зелёным», «Записка». Именно Клавдии Ивановне Шульженко принадлежит замечательная фраза: «Хорошая песня – это часто маленький спектакль с той только разницей, что все роли в нём играются одним исполнителем». И действительно, каждый свой номер она превращала в своеобразный мини-спектакль – тщательно подбирался сценический костюм, аксессуары и причёска.
В начале Великой Отечественной войны К.И.Шульженко всерьёз задумалась о смене репертуара. И в конце 1941 года в нём появилась одна из самых популярных песен военного времени «Синий платочек». В своей книге воспоминаний Клавдия Ивановна напишет: «Однажды после выступления нашего ансамбля в горнострелковой бригаде ко мне подошёл стройный молодой человек в форме, с двумя кубиками в петлицах. Лейтенант Михаил Максимов! – представился он. Робея, заливаясь краской от смущения, симпатичный лейтенант сказал, что написал песню. Я долго думал о ней, но всё не получалось. А вот вчера…Мелодию я взял известную – вы, наверное, знаете её – «Синий платочек», я её слышал до войны, а вот слова написал новые. Ребята слушали – им нравится… - Он протянул мне тетрадный листок. – Если вам понравится тоже, может быть, вы споёте…».
И она спела… Да как! В тот же день, после одной единственной репетиции Клавдия Шульженко представила новую песню на суд слушателей. И песня сразу попала в точку! Приговор зрителей был единодушным – повторить. И, пожалуй, не было потом не одного концерта, где бы ни звучала эта просьба.
Последние годы легендарная певица жила очень скромно. Под конец жизни она неожиданно полюбила слушать записи своих песен и каждый день ставила пластинку - то с «Синим платочком», то с «Давай закурим». Государство платило ей маленькую пенсию, которой женщине, привыкшей к достатку, конечно же, не хватало.
Клавдии Ивановне приходилось распродавать драгоценности и антиквариат, который она собирала всю жизнь. Выживать К.И.Шульженко помогали близкие друзья и молодые артисты. Денег от них она, разумеется, не принимала, но подаркам была очень рада. У Клавдии Ивановны были серьёзные проблемы со здоровьем – она сильно болела и не могла уже выступать. В это время её главным утешением становится рояль. За ним Шульженко забывала о своих болезнях и невзгодах. Врачи рассказывали, что когда она лежала в больнице и жизнь отчитывала её последние часы, певица, как только сознание возвращалась к ней, шептала: «К роялю! К роялю!».
Скончалась Клавдия Ивановна Шульженко 17 июня 1984 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. После её смерти в своём интервью Алла Пугачева скажет: «Когда умирает такой талант, то чувство осиротелости охватывает душу. Утрата – как бы потеря близкого, справедливого доброго гения в нашем далеко не лёгком жанре». А замечательный актёр Анатолий Папанов справедливо заметит, что «второй Шульженко никогда у нас больше не будет».
Поделиться
Комментарии