Берег
red
ultramar

Вход на сайт

Еврохим

Статистика портала

Яндекс.Метрика

com_content.article

Четыре века Куземкино

Это интересно Опубликовано: 23.02.2015 13:13 Автор: vesty.spb.ru | Наш город-кингисепп.рф

Деревне Большое Куземкино в Кингисеппском районе, живописно расположившейся на левом берегу реки Луги, в 17 километрах от места ее впадения в Финский залив, – четыреста лет. Точнее, со времени первого упоминания о ней в исторических источниках. А краеведческому уголку в Куземкинской сельской библиотеке им. А. Леонова в конце минувшего года исполнилось пять лет.

«ДУХОВНАЯ ЛЕЧЕБНИЦА»
Краеведческий уголок открылся в начале ноября 2009 года. Именно тогда администрация МО «Куземкинское сельское поселение» выделила в своем здании отдельный просторный зал для краеведческой экспозиции, собранной в библиотеке. Так в деревне появился свой музей, работающий на общественных началах. О том, что его долго ждали, что он очень нужен и местным жителям, и гостям (здесь уже побывали не только из самых разных уголков России, но и из Эстонии, Финляндии, Швеции, Германии), свидетельствуют отклики в книге отзывов краеведческого уголка. Она ведется с первого дня его существования и уже сама по себе служит историческим артефактом.
Открывает ее пожелание настоятеля Нарвуcи-Куземкинского храма святого Андрея. «Теперь есть возможность во всей красе представить всем интересующимся историей настоящую, живую, основанную на фактах, свидетельствах очевидцев, документах жизнь всех тех, кто проживал здесь, на куземкинской земле. Рассказать о малоизвестных фактах, к большому сожалению, позабытых, но с вашей помощью не утраченных, а с терпением, кропотливостью и любовью собранных и систематизированных. Надеемся, что это место будет местом новых встреч, знакомств, местом познания неизведанного и обогащения духовно!»
«Я живу в деревне Большое Куземкино уже более тридцати лет и очень рада, что у нас теперь тоже есть свой музей. Молодежь должна знать и помнить историю своего края».
«Такой красоты, как в этом музее, даже в Русском музее нет! Все экспонаты собраны с большой любовью, от чистого, честного, доброго сердца. Это место – духовная лечебница!.. Память через пространство дает человеку огромную силу духа и жизнелюбия».
«Очень рада, что в нашем поселке появился такой светлый уютный уголок. Большое спасибо людям, которые придумали, организовали, сделали этот музей. Надеюсь, что все это просуществует не один год».
«Музей и его работники не дают нам почувствовать себя безродными на своей земле, сохраняют нашу общую историю. Большое им за это спасибо. Благодаря существованию музея чувствуешь себя не просто жителем какой-то деревни или дачником, а членом большой и древней куземкинской семьи».
«Говорят, что народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего. С такими людьми, как Валентина Александровна Пилли, нам это не грозит», – написал потомственный куземкинский дачник Сергей Иванович Сиволобов.
Валентина Александровна Пилли – создатель и руководитель краеведческого уголка. Она живет в Куземкино и работает в местной библиотеке с 1966 года. «Родилась я в Кингисеппе, после окончания библиотечного техникума попала сюда по распределению, – рассказала Валентина Александровна. – Сначала приехала на преддипломную практику, а затем и приняла библиотеку. Защитила диплом и приехала сюда работать».

ОТ ДРЕВНОСТЕЙ ДО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
«Сбором материалов по истории поселка я стала заниматься еще в 1970-х годах, – говорит Валентина Пилли. – Начинала все практически с нуля. В советское время краеведение не входило в задачи библиотеки: нас ориентировали прежде всего на помощь сельскому хозяйству и политическому просвещению. До краеведения дела никому не было. Но интересом к родному краю меня «заразили» местные жители. Прикасаясь к истории Куземкино, я заново открывала для себя историю страны…
Приходили читатели, удивительно интересные люди, которые помнили не только войну и довоенные времена, но и царскую эпоху, революцию, Гражданскую войну. Рассказывали о своей жизни в этих местах, причем порой говорили о том, о чем я вообще не имела понятия. По здешней деревне прошло ведь несколько волн репрессий, очень много людей пострадало ни за что… Долгое время местные жители боялись об этом рассказывать даже своим детям, но все-таки они не могли бесконечно долго держать в себе эти тяжелые воспоминания. И делились наболевшим…
Недаром говорят: стоит только начать – и все притягивается. Стала заниматься краеведением, и люди понесли экспонаты. Первое время сидела, открыв рот, слушала – настолько было интересно, а потом поняла, что все это надо фиксировать. Стала записывать. Потихоньку эти записи росли, теперь они стали основой краеведческого архива. Хорошо, что у нас очень много добровольных помощников. Историк Андрей Карху нашел в архиве и передал нам поименные списки жителей наших деревень XVII века. Местный житель Борис Шепелев много занимался местной историей, добыл много сведений из архивов…»
В основу же краеведческой коллекции легли уникальные материалы, которые подарил Николай Дмитриевич Пыдер – старейший ижорец из деревни Ванакюля.
В куземкинском краеведческом уголке – все, как в традиционном деревенском музее: предметы крестьянского быта, домашняя утварь. Местная ижорская обувь – кожаная. Безразмерная, без задника, годится на любую ногу, поскольку носили всей семьей. А рядом – модельные женские сапожки со шнуровкой. Ведь многие девушки из здешних мест работали в Нарве на мануфактуре и могли себе позволить городские «изыски».
Есть в музее и предметы крестьянского быта, связанные с рыболовством (в том числе приспособление для ловли миноги), ткацким ремеслом, земледелием. Рыбу коптили, мариновали, отвозили в Ямбург и в Петербург. Отдельная экспозиция посвящена Великой Отечественной войне.
Среди реликвий музея – дореволюционная печать судьи куземкинской администрации. На пятилетний юбилей нашему музею подарили старинный бинокль, который нашли неподалеку – на берегу Финского залива в Кайболово. Знающие люди говорят, что этот бинокль – рыбацкий…
Несут в музей предметы быта довоенных и послевоенных лет. Можно увидеть даже артефакты совсем недавних времен – мини-коллекцию первых мобильных телефонов. В углу – гордость недавних советских лет – переходящее Красное знамя местного совхоза «Прибрежный»…

ГДЕ РЫЦАРИ ЗОЛОТО ПОТЕРЯЛИ…
В 2014 году в издательстве «Гйоль» вышла в свет книга Валентины Пилли, в которую вошли многие из тех материалов, которые она собирала многие годы. Она так и называется – «Страницы Куземкинской летописи».
Вглубь времен уходит куземкинская история. В местных преданиях сохранились свидетельства, что в XIII веке здесь русские, водские и ижорские отряды разгромили ливонских рыцарей, грабивших и разорявших здешний край. И будто бы, убегая в Ливонию, рыцари утопили в реке Мертвице все награбленное золото. Недаром ижорское название этой реки – Куллон-йоки, что в переводе на русский означает «Золотая река».
Упоминания деревни Куземкино и ее жителей встречаются в Писцовых книгах XVII века. Из архивных данных известно, что Куземкино в 1640 году стало центром шведского лютеранского прихода. В 1860 году в Куземкино было около ста хозяйств. 90% жителей деревни считались ижорами, 10% – были финнами-ингерманландцами. У православных ижор имена и фамилии были русские. Поскольку куземкинская церковь была лютеранской, ижоры ходили в Кракольскую православную церковь св. Николая, некоторые – в Кейкинскую православную церковь Петра и Павла.
В 1867 году ученый П.И. Кеппен провел перепись жителей Ямбургского уезда. Деревня тогда считалась ижорской, причем вместе с ижорами и русскими в деревне проживали ингерманландские финны. Были здесь и ассимилировавшиеся с финнами немцы, получившие свои земельные наделы еще во времена шведского короля Густава II Адольфа. Жители занимались сельским хозяйством, работали на заводах помещиков Байковых, ловили рыбу. Осенью и зимой занимались ремеслами, рукоделием, были свои специалисты по изготовлению женской обуви.
Центр деревни был в ту пору возле лютеранской церкви – там была волостная контора, дом священника и ветряная мельница, принадлежавшая приходу. В 1883 году в Куземкине открылось земское одноклассное училище, в 1892 году – изба-читальня. В 1887 году в деревне случился большой пожар, после чего два десятка куземкинских хозяев получили разрешение земства построиться на новом месте. Там возникла деревня Малое Куземкино, а прежнее Куземкино стало Большим. К началу ХХ века Куземкино считалось одной из самых больших ижорских деревень в Ямбургском уезде.
Все события бурного ХХ века отразились на жизни деревни Куземкино: и революция, и Гражданская война, и коллективизация, и репрессии – и политические, и национальные. При этом в 1920-1940 годах Куземкино было фактически приграничным селением, поскольку рядом проходила госграница между Советской Россией и Эстонией. Потом – война…

КОГДА ВНУКИ ОСТАНУТСЯ В ДЕРЕВНЕ
«Во время оккупации немцы здесь не зверствовали, – говорит Валентина Пилли. – В деревне стоял интендантский отряд из шести человек, который занимался заготовкой корма для скота. Жили с местными мирно, с девушками на танцы ходили. Партизан здесь не было, но наши местные жители были в партизанских отрядах. Фамилия одного из партизан-куземкинцев, Романова, выбита в Кингисеппе на памятнике воинской славы.
Беда была в том, что молодежь сгоняли на работу в лагерь в Котлы – они обслуживали аэродром и заготавливали торф. И еще отсюда отправляли в нарвский лагерь. Другая беда пришла осенью 1943 года: финнов и ижор, живших здесь, стали принудительно вывозить в Финляндию. Путь был тяжелый, пролегал через концлагерь Клоога. В Финляндии батрачили в местных хозяйствах, работали на заводах и фабриках. Многие потом вернулись в СССР (55 тыс. чел. из 63 тыс.), но в родные места их не пустили: они были «политически неблагонадежные», а Куземкино относилось к погранзоне со строгим режимом. Сюда удавалось вернуться только в середине 1950-х годов. И то – с очень большими трудностями.
А некоторые из местных жителей не стали после войны возвращаться в СССР, предчувствуя, что им грозит, и остались в Финляндии, перебрались в Швецию. С собой они увезли свои национальные традиции и даже отмечали там свои ижорские праздники. Вот оттуда, из Швеции, к нам в краеведческий уголок передали этот ижорский костюм. Этот костюм Зинаида Саккланти сшила для себя в Швеции, чтобы беречь ижорские традиции… К сожалению, в самом Куземкино носителей ижорского языка почти не осталось. Если кто еще и помнит, то не с кем общаться…»
После войны деревня стала расти, в 1970-х годах превратилась в благоустроенный по советским меркам того времени поселок городского типа, появились пятиэтажные панельные дома для работников совхоза «Прибрежный». Построили школу, стадион, детский сад, общественную баню…
Увы, сегодня не все радует в Куземкино. Рабочие места могут предложить только порт в Усть-Луге и ивангородский завод по производству электросистем для автомобилей. Зимой жизнь в Куземкино затихает, многие перебираются в город, зато летом здесь все оживает. Возвращаются «аборигенты», приезжают дачники…
«Многого нет, но многое есть, – говорит Валентина Пилли. – Есть чудесная природа, есть лес, речки, залив. Не зря Куземкинское поселение и нашу деревню, в том числе, планируется использовать в плане развития туризма. Хочется надеяться, что со временем люди поймут всю привлекательность деревенской жизни, ее преимущества перед жизнью городской. Тогда молодежь из города будет стремиться в деревню и наши внуки останутся в родной деревне. Проживет наша деревня еще не одну сотню лет».

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

eko

Поиск

ИП Соловьев