На снимке второй половины 1950‑х годов — новогоднее застолье в Кингисеппе. Подавляющее большинство гостей — участники местного самодеятельного театрального коллектива, пользовавшегося в ту пору необычайной популярностью среди местных жителей… Впрочем, обо всем по порядку.
В конце 1954 года наша семья, жившая в Кингисеппе, получила квартиру в только что выстроенном доме на проспекте Карла Маркса — «победовском». Его называли так потому, что восстановлением жилищного фонда разоренного войной Кингисеппа занимались тогда городское коммунальное хозяйство и кожевенная артель «Победа» — градообразующее предприятие, впоследствии крупный кожевенный завод.
Антонина Васильевна Струпович, моя бабушка, еще до войны участвовала в самодеятельности заводского клуба картонной фабрики «Красный партизан» — той самой фабрики, из которой возникла в послевоенное время кожевенная артель «Победа». Особенно хорошо бабушка владела художественным словом.
В годы эвакуации сценический талант Антонины Васильевны был замечен сотрудниками Запорожской филармонии, которые приняли ее в штат. Вернувшись после войны в Кингисепп, бабушка, обладавшая сценическим опытом, устроилась на работу в местный Дом культуры, где в 1946 году основала самодеятельный театр, став его режиссером. Неудивительно, что круг ее общения составляли люди, причастные к местной культуре.
Те, кто объединился в драматический коллектив кингисеппского Дома культуры, происходили из разных слоев городского общества, имели разные профессии и должности. Вечерами по выходным дням они собирались под крышей городского Дома культуры на репетиции, участвовали в сценических постановках.
Новых постановок ждал, без преувеличения, весь город, а когда наступала премьера, все жители заполняли тесный зал старого Дома культуры и рукоплескали актерам. Спектакль повторяли до тех пор, пока новую постановку не пересмотрит весь город.
Неподдельные страсти бушевали не только на театральной сцене и в зрительном зале, но и за кулисами. В этом отношении все другие постановки превзошла «Поздняя любовь» Островского. Самодеятельная труппа ожидала большую комиссию из Москвы, все билеты на премьеру были распроданы. Накал страстей достиг своего апогея, когда ведущая актриса труппы и исполнительница главной роли наотрез отказалась выходить на сцену. То ли нервы сдали, то ли сказались какие‑то трения в творческом коллективе.
После бесплодных уговоров местной театральной звезды пришлось спешно гримироваться моей бабушке, которая была режиссером постановки, знала наизусть текст героини и могла предотвратить провал премьеры. Современники тех событий вспоминали, что экстренная замена обернулась необычайным триумфом: Струпович превзошла в этой роли строптивую коллегу, а сама премьера вызвала необычайные рукоплескания зала.
В 1960‑х годах драматический коллектив обрел нового режиссера, Павла Высоцкого, и уже при нем получил звание народного… Он существует и ныне, став кингисеппским Театром юного зрителя имени Юрия Шишкина.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7329) от 29.12.2022 под заголовком «Театральное застолье».
Поделиться